Русский язык_ОРФОГРАММЫ

Русский язык_ОРФОГРАММЫ

ПАМЯТКА
"ОРФОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учеников 1-4 классов"

1. Заглавная буква в начале предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы.
а)  Мальчики играли во дворе.
б)  придумай и напиши еще 1 предложения,  выдели заглавную букву.

2. Заглавная буква в имени собственном.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

а) Марина,  Волга, Москва
б) напиши 3 различных имени собственных, выдели заглавную букву.

3. - ОРО -, - ОЛО-
а) ворона, соловей
б) пропиши строчку слова, в котором сделал ошибку, вспомни и запиши еще 3 слова с этой орфограммой.
    
4. ЧА - ЩА

Ча - ща  пиши с буквой А

а) чашка, роща
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

5. ЧУ - ЩУ
Чу - щу пиши с буквой У.
а) учущука
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели.

6. ЖИ - ШИ
Жи -ши пиши с буквой И.
а) карандашиживет
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели.

7. Ь, обозначающий мягкость согласных (ь-м)
а) лось, мальчик
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, подчеркни Ь-м и согласную, мягкость которой он обозначает.

8. ЧК – ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД – ЗН; СН

Чк – чн; чт – нч; щн – нщ; зд – зн; сн; пиши без мягкого знака

а)  ручка, ночной, песня
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

9. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
а) моря - море
б)  запиши проверочные слова, правильно оформляй свою работу.
10. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть  их в словаре.

а) пенал, пилот
б) запиши 3 раза   слово, в котором ошибся, выдели орфограмму;  придумай и запиши 1-2 однокоренных слова

11. Парная по глухости - звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
Чтобы проверить парную по глухости - звонкости надо подобрать однокоренное  слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.
а) завод - заводы
    лес - лесной
б) запиши слово, в котором ошибся, выдели орфограмму, напиши проверочные слова, правильно оформляй работу.

12. Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и др.)
Предлоги пишутся отдельно от слов. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
а) Сосна росла у берега.
    Сосна росла у самого берега.
б) Придумай и запиши еще 3 слова с предлогами.

13. Предлоги с местоимениями.
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
а) к нему,  с  ним,  ко мне.
б) написать еще 3 слова на это правило

14. Союзы (а, и, но, да)
Союзы пишутся отдельно  от слова.
а) ручка и карандаш
б) запиши 3 слова, с соединительными  союзами
15. Ь - разделительный (ь-р)
Ь-р показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Ь-р пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
а) платье
б) придумай и запиши 3 слова с Ь-р, подчеркни три буквы - согласную, Ь-р, гласную.

16.  Разделительный Ъ
 Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед   корнем, начинающимся с гласных Е,  Ё, Ю, Я.
          а) подъём,  объяснение, предъюбилейный, съезд
          б) придумай и запиши 3 слова с Ъ, выдели приставку, подчеркни гласную.

 17.  Двойная согласная (мм, нн, жж, сс и др.)
а) класс,  Анна
б) пропиши 3 раза слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокоренных слова

18.  Непроизносимые согласные
1)В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.
           а) честный - честь          солнце - солнышко
               звездный - звезда       здравствуй - здоровье
           б) запиши 3 слова, с этой орфограммой, подбери проверочные слова, орфограмму выдели

19. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
          Вот наиболее часто встречающиеся слова - запомни их:
          Не  чудесно,  не  прекрасно.
          А  ужасно  и  опасно
          Букву Т писать напрасно
          В словах  «вкусный»,  «интересный»
           а) чудесный - чудесен
           б) вспомни и запиши еще 2-3 таких слова и 2-3  слова с непроизносимой согласной, проверь, правильно выдели орфограмму

20.  В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВА непроизносимая согласная  не проверяется.
           Эти слова нужно запомнить.
             а) лестница
             б) пропиши слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокоренных слова.

21. Ь после шипящих в именах существительных женского рода.

В именах существительных женского рода в именительном падеже в

конце слова после шипящих пишется Ь. 
       ж.р.           ж.р.
а)  мышь    дочь   
б) придумай и запиши 3 существительных женского рода

22.  Ь после шипящих в именах существительных   мужского рода.

В именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце мягкий знак не пишется.

                  м.р.           м.р.           м.р.            м.р.
           а)  луч ,  меч ,  плащ ,  врач
         б) придумай и напиши еще 3 слова на это правило.

23.  Приставки
1) Приставки со словами пишутся слитно.
а) полетел,  забегал
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой
2) Приставки с гласной  - о- : до-, о-, об-, обо-,  от-, ото-,  по-, под-, подо-, про-.
  а) облетел, подошёл
            б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой
          3) Приставки с гласной  - а- : за-, на-, над-.
             а) нарезал, залил
       б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой
       4) Приставки – раз-, из-, без- пишутся, если корень начинается со  звонкого согласного.
        а) издать, разбить
             б)придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой

  5) Приставки  - рас-, ис-, бес -пишутся, если корень начинается с     глухого   согласного.
         а) растаять, исписать
              б)придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой

  6) Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от звучания. 
         Приставки з- не бывает!
         а) сделать, сбежать, смотать
         б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой

   24. Не  с глаголами.
Не с глаголами пишется раздельно.
а) не знал,  не учил,  не пилил
б) напиши еще 3 слова на это правило
     
 25. Пропуск, замена, перестановка букв.
 Перепиши слово 3 раза.

26Переписать предложение, выполнить задание.
 а) .   ?   !
 б)  Разбор по членам предложения.
      Дети  поехали  в лагерь.
 в)  Разбор по частям речи.
          сущ.       гл.     предл.  сущ.
      Дети  поехали  в лагерь.
 г)  Предложение с однородными членами.
      Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

27.  Правописание окончаний.
1) имен существительных
на опушке - опушка,  сущ., I скл., П. п.
2)  имен прилагательных
к лесу (какому?) дальнему  -  ед.ч., м.р., Д.п.
3) личных окончаний глаголов.
пишет - писать, I спр. (е-ут-ют)
ставит - ставить, II спр., (и-ат-ят)
видит - исключение, II спр., (и-ат- ят)

28. Родовые безударные окончания глаголов.

Если глагол прошедшего времени ед. ч. м. р., то пиши нулевое окончание, если ж.р., то пиши окончание –а, если ср. р., то пиши окончание – о. Если гл. прош. вр. мн. ч., то пиши окончание –и.

   29. Ь на конце глаголов.
На конце глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется Ь.
 а) пишешь, рисуешь, поешь, думаешь
б) написать еще 3 слова на это правило.

    30Неопределенная форма глагола.
а) Что делать ?      учиться,  умываться,  брызгаться.
б)  написать еще 3 слова на это правило.
     31. Написание букв о – ё после шипящих в окончаниях глаголов.
          Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.
           а) стрижём, печём
б)  написать еще 3 слова на это правило.

32. Написание суффиксов – ик -, - ек-.
1) Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: столик - столика
а) столик, ключик
б) написать еще 3 слова на это правило.

2)Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук  «убегает»: замочек- замочка
а) замочек, сыночек
б) написать еще 3 слова на это правило.

33. Написание соединительных гласных в сложных словах.
Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы - о -, - е -.
а) пароход, мышеловка
б) написать еще 3 слова на это правило.

34. Написание буквы   -о-, -ё- после шипящих в корне слова.
     1) После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой    ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится.
      а) пчёлы - пчела
      б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой
    2) Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о:
      а) шорты, шорох
      б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой

35. Обозначение звука [ы] после звука [ц].
1) в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и.
 а) цирк, цифра.
        б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой
      
       2) Слова- исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках.
Перепиши слово 3 раза.      

       3) В окончаниях после ц пишется буква ы.
          а) огурцы, певицы
          б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой
     
       4) в словах на –ция пишется буква и.
           а) милиция, акация
           б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой

36. Написание суффикса – ок- в именах существительных.
        Суффикс –ок- всегда под ударением.
        а) сверчок, жучок
        б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой

37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.
   1) В именах существительных мужского рода  пишется суффикс –ец-.
           а) братец, красавец   
        б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой

          2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц-.
           а) девица, красавица
           б) придумай и запиши еще 3 слова с этой  орфограммой
          
          3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица.
         а) сестрица – сестричка, лисица- лисичка
 б) запиши проверочное слово
        
      4) В остальных случаях пишется сочетание–ечк-.
         а) дочка- дочечка, чашка – чашечка
  б) запиши проверочное слово

38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.
1) Сочетание –инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.
 а) вершина – вершинка, трещина - трещинка
        б) запиши проверочное слово
    
     2) Сочетание –енк- пишется в словах, образованных от слов на –на, -ня .
  а) вишня-вишенка, сосна-сосенка
  б) запиши проверочное слово

    39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и  ц.
В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под  ударением
пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.
  а) свечо'й – ту'чей, карандашо'м -ду'шем
  б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
   
  40. Перенос слов.
1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить  на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить:   ст-рах, просмо-тр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.
3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.
4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.
6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например:  ново-введение.
  9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных
10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,
например:  СССР, КЗоТ,  ТУ-104.
11) Многие слова можно переносить  различными способами; при этом
        следует предпочитать такие переносы, при     которых не разбиваются    значащие части слова. Возможны варианты переносов:
       шу-мный, шум-ный;    дет-ский, детс-кий;    
       лов-кий,  ло-вкий;
       класс-ный, клас-сный;  дерз-кий, дер-зкий, дерзкий;    бит-ва, би-тва;
       род-ство, родст-во, родс-тво;  
       скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
       кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.
12) Некоторые слова не подлежат переносу,  например:
       Азия,  узнаю,  фойе.
13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:
       и т.п.,  и пр.,  т.е. ж.д., о-во.
14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего  после  точки  или  после  двоеточия  перед второй частью
      прерванной прямой речи.
15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открывающие кавычки.


     Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.

Материалы взяты на сайте http://gigabaza.ru/doc/98310.html

Немає коментарів:

Дописати коментар

  ПАМ`ЯТЬ, ЩО РЯТУЄ......